Назад к списку

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ТОЛЕРАНТНЫЙ РУССКИЙ» 

Олимпиада «Толерантный русский» была проведена в декабре 2016 года. К участию в олимпиаде удалось привлечь 210 человек, представляющих курсантские и студенческие сообщества иностранцев, обучающихся в России. Участники Олимпиады представляли следующие государства: Абхазия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, Вьетнам, Монголия, Никарагуа, Палестина, Экваториальная Гвинея. Участники представляли вузы Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и вузы Министерства образования и науки Российской Федерации.


Задачи Олимпиады по русскому языку как иностранному:

  • укрепление положительной мотивации к изучению русского языка;
  • развитие у обучающихся креативности, эрудированности и так называемого чувства языка;
  • развитие умения самостоятельно анализировать лингвистический материал и применять языковые знания, навыки в нестандартных условиях;
  • ориентирование обучающихся на практическое восприятие русского языка, формирование широкого и современного взгляда на его изучение; 
  • подготовка к прохождению тестирования по русскому языку как иностранному.

В программе Олимпиады – письменный и устный экзамен по русскому языку, а также творческие конкурсы.  

Олимпиада проводится в течение двух дней.

Первый день – письменный экзамен, включающий в себя:

а) тест – наиболее приемлемым вариантом определен опросник. Он должен отвечать требованиям, предъявляемым к тестам, – надежность и валидность.

Надежность – одна из главных и важнейших характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний. 

Валидность тестов – способность отражать и измерять то, что оно должно отражать и измерять по замыслу, целям. Это относится не только к самому тесту, но и к процедуре его проведения. 

б) письменную работу – сочинение на одну из предложенных тем (темы примерные):

  1. «В жизни всегда есть место подвигу» (М. Горький).
  2. Горькая правда войны. 
  3. «Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться» (И. Гете). 
  4. «Человек мужественный – верен своему слову» (П. Корнель). 
  5. Почему «Умом Россию не понять…»? 
  6. Россия: стереотипы и реальность. 
  7. Десять ценностей нашего времени. 
  8. Моя судьба в моих руках. 
  9. Удивительное рядом. 
  10. «Война – это зло, позорящее человеческий род» (Ф. Фанелон). 
  11. «Язык – это история народа» (А. Куприн). 
  12. Величайшее богатство народа – его язык» (М. Шолохов). 
  13. «Кто не был на войне, не имеет права говорить о ней» (М. Дитрих). 
  14. «Нет более тяжкого преступления, чем ненужная война» (Л. Фейхтвангер). 
  15. Я учусь в Москве. 
  16. Моя родина – Ангола (Монголия, Армения и др.). 

При оценке сочинения учитываются следующие критерии:

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения; 
  • правильное композиционное оформление работы. 

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков обучающихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств. 

Второй день – устный экзамен, предполагающий составление участником за предложенное время монолога на высказывание известного деятеля или писателя, в котором необходимо подтвердить или опровергнуть мысль, и произнесение его.

Помимо победителей выделяются различные номинации:

«За убедительное изложение проблемы»
«За разнообразие аргументов»
«За логичность высказывания»
«За философский подход к теме»
«За эмоциональность высказывания»
«За умение владеть аудиторией»
«За логику в раскрытии проблемы» и др. 

Общее количество участников оказалось больше планируемого на 16%. Для компенсации затрат и утяжеления призового фонда организаторами были привлечены сторонние компании, которые в совокупности с НП «СВД» предоставили на осуществление Проекта материальные и финансовые средства на сумму более 400000 рублей.

В целом проект можно уверенно считать успешным. Олимпиада показала большой интерес к русскому языку и литературе как у участников, так и гостей. Все программные мероприятия были проведены на высоком организационном уровне, поставленные цели и задачи выполнены. Олимпиада сыграла большую положительную роль в популяризации русского языка. По мнению участников и организаторов, проект должен продолжаться и развиваться и в последующем выйти на более высокий уровень, охватив не только вузы Москвы, но и других городов России.

При этом не без сожаления было отмечено снижение уровня знаний русского языка. Многие прибывают на обучение в Россию и совсем не говорят по-русски. Тенденция, проявившая себя в последнее десятилетие, только усиливается. Это приводит к проблемам, с которыми сталкиваются преподаватели-предметники: сложно объяснять специальный материал обучающимся, в достаточной мере не владеющим русским языком. Это проблема неоднократно поднималась на конференциях, проводимых на базе лингвистического центра Военного университета МО РФ.