Олимпиада «Толерантный русский» была проведена в декабре 2016 года. К участию в олимпиаде удалось привлечь 210 человек, представляющих курсантские и студенческие сообщества иностранцев, обучающихся в России. Участники Олимпиады представляли следующие государства: Абхазия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, Вьетнам, Монголия, Никарагуа, Палестина, Экваториальная Гвинея. Участники представляли вузы Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и вузы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Задачи Олимпиады по русскому языку как иностранному:
- укрепление положительной мотивации к изучению русского языка;
- развитие у обучающихся креативности, эрудированности и так называемого чувства языка;
- развитие умения самостоятельно анализировать лингвистический материал и применять языковые знания, навыки в нестандартных условиях;
- ориентирование обучающихся на практическое восприятие русского языка, формирование широкого и современного взгляда на его изучение;
- подготовка к прохождению тестирования по русскому языку как иностранному.
В программе Олимпиады – письменный и устный экзамен по русскому языку, а также творческие конкурсы.
Олимпиада проводится в течение двух дней.
Первый день – письменный экзамен, включающий в себя:
а) тест – наиболее приемлемым вариантом определен опросник. Он должен отвечать требованиям, предъявляемым к тестам, – надежность и валидность.
Надежность – одна из главных и важнейших характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.
Валидность тестов – способность отражать и измерять то, что оно должно отражать и измерять по замыслу, целям. Это относится не только к самому тесту, но и к процедуре его проведения.
б) письменную работу – сочинение на одну из предложенных тем (темы примерные):
- «В жизни всегда есть место подвигу» (М. Горький).
- Горькая правда войны.
- «Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться» (И. Гете).
- «Человек мужественный – верен своему слову» (П. Корнель).
- Почему «Умом Россию не понять…»?
- Россия: стереотипы и реальность.
- Десять ценностей нашего времени.
- Моя судьба в моих руках.
- Удивительное рядом.
- «Война – это зло, позорящее человеческий род» (Ф. Фанелон).
- «Язык – это история народа» (А. Куприн).
- Величайшее богатство народа – его язык» (М. Шолохов).
- «Кто не был на войне, не имеет права говорить о ней» (М. Дитрих).
- «Нет более тяжкого преступления, чем ненужная война» (Л. Фейхтвангер).
- Я учусь в Москве.
- Моя родина – Ангола (Монголия, Армения и др.).
При оценке сочинения учитываются следующие критерии:
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков обучающихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Второй день – устный экзамен, предполагающий составление участником за предложенное время монолога на высказывание известного деятеля или писателя, в котором необходимо подтвердить или опровергнуть мысль, и произнесение его.
Помимо победителей выделяются различные номинации:
«За убедительное изложение проблемы»
«За разнообразие аргументов»
«За логичность высказывания»
«За философский подход к теме»
«За эмоциональность высказывания»
«За умение владеть аудиторией»
«За логику в раскрытии проблемы» и др.
Общее количество участников оказалось больше планируемого на 16%. Для компенсации затрат и утяжеления призового фонда организаторами были привлечены сторонние компании, которые в совокупности с НП «СВД» предоставили на осуществление Проекта материальные и финансовые средства на сумму более 400000 рублей.
В целом проект можно уверенно считать успешным. Олимпиада показала большой интерес к русскому языку и литературе как у участников, так и гостей. Все программные мероприятия были проведены на высоком организационном уровне, поставленные цели и задачи выполнены. Олимпиада сыграла большую положительную роль в популяризации русского языка. По мнению участников и организаторов, проект должен продолжаться и развиваться и в последующем выйти на более высокий уровень, охватив не только вузы Москвы, но и других городов России.
При этом не без сожаления было отмечено снижение уровня знаний русского языка. Многие прибывают на обучение в Россию и совсем не говорят по-русски. Тенденция, проявившая себя в последнее десятилетие, только усиливается. Это приводит к проблемам, с которыми сталкиваются преподаватели-предметники: сложно объяснять специальный материал обучающимся, в достаточной мере не владеющим русским языком. Это проблема неоднократно поднималась на конференциях, проводимых на базе лингвистического центра Военного университета МО РФ.